Рекомендации родителям по вопросам питания детей дома:
Аппетит ребенка, его сон, настроение и поведение во время еды в большой мере зависят от того, как ведут себя взрослые и как к этому относится ребенок.
Неправильные приемы взрослых при организации питания могут привести к закреплению отрицательных привычек у детей.
С полутора лет большинство детей умеют есть самостоятельно. Вы можете лишь докормить малыша другой ложкой - так, чтобы он не очень замечал, что ему помогают. А пить чай из чашки, из стакана дети умеют обычно еще раньше - к году.
Настает день, когда малыш начнет протестовать против того, что вы ему помогаете. "Сам! Сам!"- скажет он. Что ж, сам, так сам. От вас потребуется определенное терпение: в первое время некоторое количество пищи малыш будет размазывать по лицу, по нагруднику, по столу. Ничего не поделаешь - должен же он научиться есть самостоятельно. Зато вы избежите капризов за едой. Предоставив малышу самостоятельность, приучайте его к опрятности: испачкает лицо - вытрите его салфеткой, прольет что-нибудь на стол – наготове должна быть специальная тряпочка. Наводить порядок вы будете не молча, а говоря, что вы делаете, называя предметы, - это важно и для развития речи.
Если с этой точки зрения мы взглянем на бытующий еще в некоторых семьях обычай развлекать малыша за едой, то поймем, в чем его вред: внимание сосредоточивается не на еде, а на чем-то интересном, к ней отношения не имеющем, еда же становится действием либо механическим, не вызывающим радости и удовольствия, либо - хуже того - неприятной процедурой, которую приходится терпеть ради того, чтобы тебя позабавили.
Чтобы малышу было интереснее есть, позвольте ему брать в руку то, что можно взять, - блинчик, пирожок, крутое яйцо.
С раннего возраста ребенка следует приучать к правильной, красивой сервировке стола, воспитывать умение есть чисто, аккуратно. Удобная посуда, ее смена для каждого блюда, красивая клеенка, на которой не должно быть крошек, в большой мере способствуют воспитанию аккуратности.
Когда ребенок станет старше, на третьем году, он уже сможет участвовать в приготовлениях к еде: поставить на стол тарелку, чашку, принести ложки, достать салфетку, которую вы ему повяжете.
Детей на третьем году жизни надо приучать к выполнению правил поведения за столом: есть спокойно, не отвлекаясь, не выходить из-за стола, пока не кончил есть; уметь спокойно подождать, пока дадут следующее блюдо; выражать свои просьбы словами; говорить "спасибо" после еды; убирать свою салфетку; ставить на место стул и т.п. Шалости за столом недопустимы, их надо прекращать сразу. Если увещевания не помогают, спокойно сказать малышу: "Я вижу, ты есть не хочешь. Что же, иди играй".
Что же делать, если вас тревожит недостаточный, плохой, по вашему убеждению (подкрепленному точными подсчетом того, что ребенок действительно съедает), аппетит малыша?
Прежде всего, попытайтесь выяснить причины. Возможно, малыш время от времени отказывается от еды потому, что он устал или расстроен чем-нибудь. Предложите ему спокойно: "Ты устал, давай-ка я покормлю тебя". Если малыш продолжает отказываться от еды - не настаивайте, предложите ему отдохнуть, но без упреков, без выговора и угрозы: "Ну не хочешь есть, не надо, поешь потом".
Не злоупотребляйте бесконечными запретами. И в тоже время не разрешайте малышу за столом делать все, что он захочет
Запреты необходимы тогда, когда избежать их нельзя, и то, что однажды запрещалось, не должно и в дальнейшем разрешаться.
Надо помнить, что все навыки формируются и закрепляются постепенно в процессе многократного повторения. Поэтому нельзя считать, что если ребенок сегодня самостоятельно ест, завтра он сможет это сделать без помощи и напоминаний. Требовать от детей раннего возраста самостоятельности в еде без участия взрослого нецелесообразно.
Важно обеспечить спокойное, доброжелательное отношение к ребенку, не одергивая его, не повышать голос.
Уважаемые родители, надеемся, что наши рекомендации по вопросам питания помогут вашим детям быстро адаптироваться к детскому саду. Правильно организованное и сбалансированное питание ребенка в детском саду и дома очень важно для здоровья каждого дошкольника. А сохранение здоровья детей является основной задачей всего воспитательно-образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении.